Бульдозер ЧТЗ Б10М предназначен для расчистки территории строительной площадки, путем разрыхления и перемещения грунта 1-4 категории, а также мерзлого грунта и растрескавшихся скальных пород. Агрегат может функционировать в тропическом, умеренном и холодном климате, на высоте 3 км над уровнем моря, в следующем температурном диапазоне – от -50 до +40 градусов Цельсия.
Справляется с разными типами грунта – с легкой глиной, гравием, песком. Поэтому эту спецтехнику используют в горной и лесной промышленности, в гражданском и военном строительстве, в газовой и нефтяной отрасли.
Устройство бульдозера ЧТЗ Б10М
Над устройством агрегата работала команда квалифицированных специалистов Челябинского тракторного завода. Машина получила 10-й тяговый класс. Вся ее силовая часть установлена на амортизационную систему, поэтому удается избежать вибраций и излишнего шума даже при интенсивной работе. За счет этого обеспечивается высокий уровень комфорта водителю. Также имеется свободный доступ к мотору за счет современной компоновки данного отсека (удобство технического обслуживания).
Отвал машины имеет новую форму, поэтому она работает более производительно на грунтах разной плотности по сравнению с другими моделями. Более детальные сведения о каждой узловой группе бульдозера ЧТЗ Б10М представлены ниже.
Двигатель
Установлен ЯМЗ 236HE-51, мощность которого составляет 180 лошадиных сил (132 кВт). Приводится в действие за счет электрического стартера или пускового привода П-23У. Имеет 4 цилиндра с рабочим объемом 14,48 литра. Их диаметр равен 150 мм (это не общий показатель, а отдельный – у каждого цилиндра такой диаметр). Ход поршня составляет 205 мм. Эти показатели позволяют экономно расходовать топливо и развивать скорость до 12,5 км/ч.
Трансмиссия и управление
Оснащена механической трансмиссией на базе трактора Т10М, которая подразумевает использование до 8-ми скоростей при управлении спецтехникой. При этом поворотный механизм регулируется специальным гидросервером.
Также можно заказать бульдозер с гидромеханической трансмиссией. У нее присутствует всего три скорости. Сама коробка переключения передач реверсивная, планетарная. Оба типа трансмиссии имеют повышенный эксплуатационный ресурс. Они легко поддаются ремонту при необходимости и выдерживают большие нагрузки при использовании бульдозера в экстремальных условиях.
Относительно управления – чтобы повернуть агрегат, нужно задействовать бортовые фрикционы с металлокерамическими дисками. Они должны быть замкнутыми постоянно. Тормоза управляются сервированным методом.
Кабина оператора
Бульдозер ЧТЗ Б10М оснащен герметичной кабиной, которая не пропускает влагу. Поэтому можно комфортно находиться в ней даже при сильных атмосферных осадках (дождь, снег). В передней и задней части установлены двойные окна. Они дополнительно защищены металлической решеткой. Это позволяет минимизировать вероятность их поломки даже в условиях непогоды.
Другие удобства для водителя – мягкой кресло, система, защищающая от опрокидывания (называется ROPS-FOPS), отопление «Зенит 8000».
Гидравлика спецтехники и основные технические характеристики
В агрегате установлены гидроцилиндры с длинным ходом штока. Они уменьшают давление на 40% по сравнению со стандартными гидравлическими цилиндрами. А также увеличивают ресурс эксплуатации узла. У водителя бульдозера также есть возможность автоматически управлять скоростью вращения вала и крутящим моментом (бесступенчатым методом). Такая функция стала доступной благодаря специальному гидравлическому трансформатору. Теперь о технических характеристиках спецтехники:
частота вращения | 1250 оборотов в минуту |
башмак гусеницы | имеет ширину 0,5 мм |
клиренс при расположении бульдозера на твердом грунте | 0,435 м |
емкость топливного бака | 300 литров |
расход топлива за час работы | 28,5 литров |
жидкость в гидравлической системе находится под давлением | 20 Мпа |
общая масса агрегата составляет | 15,475 тонн |
масса при установке отвала и при полном баке | 19,57 тонн |
длина с рыхлителем и отвалом | 6,867 м |
Спецтехника может до оснащаться кирковщиками, сцепкой МПУ/ или ЖП/У, гидравлической ЛТ-лебедкой, отвалом и другим навесным оборудованием. Поэтому считается универсальной машиной, способно выполнять разные задачи с одинаково качественным результатом.
Отвалы могут устанавливаться разные – сферические для погрузки/разгрузки сыпучих материалов, полусферические и прямые, поворотные для выполнения планировочных дорожных работ.
Модификации бульдозера
Специально для слабых грунтов специалисты из ЧТЗ разработали болотоходную модель. Вообще существует более 80-ти модификаций этого бульдозера. Вот наиболее популярные из них — Б-10М.0101-1Е с полусферическим отвалом, Б-10М.0111-1Е с пятикатковой тележкой, Б-10М.0101-ЕН с однозубым рыхлителем, Б10М.0111-ЕР и др.